Life-NN
зарегистрироваться
логин
пароль
запомнить

Регистрация на LIFE позволит Вам быть в курсе интересных событий в Нижнем Новгороде, составлять календарь своих развлечений и делиться новостями афиши с друзьями.

Разукрасьте свою жизнь вместе с нами!

сейчас в Нижнем Новгороде
00:29
23 августа 2019 года, пятница

Выставки

15.06.2011

Фотографический реализм

Фотографический реализм

На радость всем неравнодушным к фототворчеству в один день случились события между собой не связанные, и все же объединенные одной темой.


Выставка одного экспоната

Накануне Дня музеев в Русском музее фотографии состоялось торжественное открытие выставки одного экспоната - макета «Фотосалона М. Дмитриева», задуманной к 125-летию фотодеятельности основателя публицистической фотографии в России Максима Петровича Дмитриева. Скульптор Сергей Крючков, используя дерево, металл, пластик и гипс, воссоздал практически первоначальный вид здания XIX века на улице Пискунова, 9 (в прошлом улица Осыпная). С этой просьбой к нему обратилась директор музея Вера Михайловна Тарасова. Дом подвергался перестройке, поэтому ей пришлось искать эскизные чертежи и старые фотографии, чтобы достоверно сохранить память о месте, где работали и жили два талантливейших фотографа, получившие признание всего мира, Андрей Осипович Карелин (1837-1906) и Максим Петрович Дмитриев (1858-1948).

 В XIX-XX вв. Н. Новгород был центром фотографической жизни, как и Москва и Петербург. Фотография стала более быстрым и доступным видом искусства.

Первые фотоателье помещались в верхних этажах зданий, в основном в мансардах, или прямо на крыше - поближе к открытому свету. Позже появились стеклянные павильоны. Основная идея была заимствована у живописцев: южная стена павильона была сплошной, чтобы избежать резких солнечных контрастов. Потолок делался стеклянным, но перекрывался задвижными шторами, регулирующими верхнее освещение. Основной заливающий свет проникал через стеклянные стены северной стороны, где солнца не бывает. Именно по этому принципу на ул.Осыпной (дом купчихи Варвары Николаевой) был построен фотопавильон по специальному проекту фотохудожника А.О. Карелина. Стеклянную стену этого павильона в 50-х годах прошлого века заменили на деревянную, обшили доскам и заштукатурили.

Само здание хорошо сохранилось, а его исторический облик фотопавильона еще можно восстановить, поэтому вопрос о реставрации Вера Михайловна Тарасова уже более десяти лет ставит перед городской администрацией (как видите, власть меняется, а ответа так и нет).

В музей фотографии есть любопытный сборник «Фотография. История и современность» (Н.Новгород, 2009). В статье «Охрана фотографической собственности по русскому дореволюционному праву» доктор юридических наук Ю.Г. Галай напоминает нам интересный факт, как в начале XX века фотографы того времени уже боролись за регистрацию авторских прав: «Беззащитность в России в отношении контрафакторов и похитителей первоснимков  … с расширением иллюстрации в повременных изданиях, с каждым годом все более становилася невыносимою…». По этой причине 11 фотографических обществ составили «Записку пожеланий и замечаний на проект в отношении авторских прав фотографа», передав ее в 1908 году в Госдуму. В ней было указано, что русским фотографам «принадлежит честь быть первыми всемирно признанными художниками, работы которых заставили признать фотографию искусством тогда, когда в западной Европе она была в зачаточном состоянии».

 Итальянский фоторепортаж

М.П. Дмитриев, талантливо фиксировавший жизнь и быт Нижнего в XIX-XX вв., вспомнился мне на выставке «Итальянский реализм. Фотографии 1945-1975 гг.», состоявшейся в Художественном музее. Повседневная история итальянской жизни от окончания Второй мировой войны до середины 1970-х годов выразительно показана на 80-ти оригинальных фотографических отпечатках. В рамках года Россия – Италия эти произведения для экспонирования из своей коллекции представил Фотографический Фонд «Forma» (Милан. Италия).

Когда не было даже понятия паппараци, когда телевидение еще «не вошло в каждый дом», Джанни Беренго Гардина и Пьерджорджо Бранци фотографировали глобальные перемены в жизни страны.

Каждый из них шел своим путем. Джанни Беренго Гардин (1930)– самый известный итальянский фотограф, один из гениальных хроникеров нашего времени. Сотрудничал с крупнейшими итальянскими и международными изданиями.

Пьерджорджо Бранци (1928)- работал журналистом, был первым западным телекорреспондентом в Москве. Для итальянской телерадиокомпании РАИ снимал репортажи и документальные фильмы в Европе, Азии, Африке.

 В Италии именно в 1950-е годы молодое поколение впервые стало воспринимать фотоискусство как серьезную профессию. Журналы и газеты были главным носителем информации, и в этот момент становится востребованной репортажная съемка. Фотографы вышли на площади, ездили по стране, привлекая внимание к социальным проблемам.

Благодарная публика

Нижегородский фотограф Алик Якубович на открытии выставки откровенно признался, что во Флоренции чувствует себя так легко и счастливо, будто он там родился. По его наблюдениям итальянцы отличаются от всех европейских народов своим отношением к жизни, они умеют ею наслаждаться. «Эти фотографы, снимая социальные репортажи, помогали людям жить, - добавил А. Якубович.  - Удивительные фотографии, они  оставляют ощущение, что сделаны подъсъемы или постановочные кадры с профессиональным освещением к фильмам Федерико Феллини,  Лукино Висконти или Витторио Де Сика. Конечно, эта не так, и поэтому выставка - такой кусочек счастья!».

 Выставочную экспозицию летом зрители увидят в Екатеринбурге, Перми и Казани. На мой вопрос, почему наш город стал первым в списке,  заместитель директора Музея «Московский  дом фотографии» Ольга Нестерцева ответила: «Желающих принять зарубежные выставки на территории нашей страны много, с Нижним Новгородом уже сложилось перспективное партнерство, нам удобно вместе работать. И у вас очень благодарная публика».

 Без всякого сомнения, умение получать настоящее удовольствие от фотоискусства досталось нам от великих земляков – А.О. Карелина и М.П. Дмитриева.

 А выставка одного экспоната в Русском музее фотографии стала оригинальным напоминанием о здании, где зарождалась история нижегородской фотографии.

Лана Мишакова
Комментарии
Оставить свой комментарий
Поиск по сайту
Календарь событий
август 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс