Life-NN
зарегистрироваться
логин
пароль
запомнить

Регистрация на LIFE позволит Вам быть в курсе интересных событий в Нижнем Новгороде, составлять календарь своих развлечений и делиться новостями афиши с друзьями.

Разукрасьте свою жизнь вместе с нами!

сейчас в Нижнем Новгороде
02:30
24 мая 2018 года, четверг

Культура

10.10.2011

Дар заинтересованно жить. Посвящается 20-летию «открытия» Н.Новгорода

Дар заинтересованно жить. Посвящается 20-летию «открытия» Н.Новгорода

Наступает осень, освежая нас легким ветерком, украшая пространство яркими пятнами. Ветки деревьев с пожелтевшими листьями – как редкие нити седины, навевают легкую грусть. А жизнь городская осенью начитает свой разбег…
Глобализация 20 лет назад охватила Н Новгород безграничным пространством, дающим разнообразие жизни и однообразные (отстраненные) отношения между людьми. Спасает и обогащает нас культурное пространство, где каждый выбирает по себе. Мы наблюдаем, выражаясь схематично, массовый культурный отдых в ТЦ, кинотеатрах, в парках и индивидуально-созерцательный - в музеях, в театре, на творческих встречах.
Как же много бывает в Нижнем культурных событий, о которых не скажешь «сходим – больше нечем заняться», а напротив, люди приглашают друг друга со словами «обязательно надо сходить»! Как же важно обсудить впечатление, поделиться мнением с кем-то знающим (я молчу о профессионалах – они дают более жесткую оценку событиям, они видят больше нас, обычных зрителей, от чего теряется эмоциональный трепет).
Гениальным собеседником я бы назвала Евгения Шеронова.


        Толчком для нашего знакомства стал случай. Однажды я ехала в автобусе, где не было свободных мест. В салон еле-еле поднялась пожилая женщина с палочкой; было видно, что она стоит с трудом, но желающих уступить место не оказалось. И вдруг я услышала желанные в данной ситуации слова: «Молодые люди, уступите место женщине!» Высокий, статный мужчина, с седыми слегка вьющимися волосами сказал это мягко, без оскорбительных интонаций. Два парня сразу же встали, предлагая место. Салон автобуса облегченно вздохнул, радуясь ощущению справедливости и уважения.

А в мужчине я узнала постоянного посетителя выставок. Мне он запомнился как приветливый человек, легко общающийся со многими известными в городе художниками, журналистами, фотографами. Я решила, что он или художник, или тусовщик. Но оказалось все несколько иначе.

       Евгений Шеронов: 56 лет, технарь, 25 лет работает в НИИСе, ведущий инженер.

Живой взгляд его искренних глаз притягивает своим любопытством. Он весь внимание - ему важно услышать собеседника, затем включается в разговор, стараясь поделиться своими впечатлениями, деликатно взглядом проверяя интерес к его словам.

Мы летом несколько раз беседовали, сидя на лавочке у Художественного музея. Получилось интервью о личном понимании искусства.

 

Евгений, хочу выразить Вам свою признательность за жажду ярких эмоций. В любое время года Вас можно увидеть на выставках в различных музеях, на фестивальных показах в кинотеатре «Орленок» и киноцентре «Рекорд», на творческих встречах с писателями и поэтами, музыкантами. Это тусовочное настроение или еще что-то?

- Я живу процессом потребления эстетических и интеллектуальных впечатлений и «их перевариванием». Этим я заполняю пустоту современной жизни.

        Евгений говорит, обдумывая каждое слово. Чтобы выяснить, что же он называет  пустотой нашей жизни, я спрашиваю его о таких качествах, как наивность и цинизм. Оказалось, он совсем не осуждает наивных людей, считая их бесхитрыстными и идеалистичными, а темой сущности цинизма интересуется всерьез:

 – По поводу цинизма вспоминается статья М.О. Меньшикова «Анархия и цинизм» (1905 г.), в которой он сравнивает еще в самом начале XX века  ментальность трех великих рас, населяющих Европу - славян, северных и южных европейцев. Он, соглашаясь с тем, что всюду есть циники, стоики, эпикурейцы, все же подчеркивает – «средний русский человек, надо признать это, меньше хочет…» Мне симпатична мысль автора, что причиной одичания русского народного характера стали не столько географические условия, сколько исторический факт: «некогда богатое племя непрерывно разоряемое то готами, то хазарами, то варягами, то половцами, печенегами, литвой, татарами, - наконец привыкает к разорению и сводит свои потребности к циническому уровню». М.О.Меньшиков в своей работе склоняется к выводу, что отвращение к порядку, к культуре и достоинству жизни воспитано у русских исторически. Знаете, сейчас особенно циничное время – трудно найти людей без корыстных побуждений. Проявился тотальный цинизм – люди во всем видят только негативное.

 

        Мама моего собеседника была учительницей математики, наверное, поэтому в 8-м классе у Евгения вдруг проснулось тщеславие – он решил стать великим математиком, чтобы и его имя и фото разместили в учебнике. Однако он быстро понял, что не обладает великими способностями. Тогда юный Евгений накинулся на философию, как пушкинский Евгений Онегин: «…Уселся он - с похвальной целью Себе присвоить ум чужой…». У Онегина чтение закончилось скукой, у Шеронова - пристрастием к книгам.

 

Книжный маньяк

Евгений, Вы  рассказывали мне, что ради самовыражения начали читать книги в старших классах и увлеклись настолько, что близкие любя называют Вас книжным маньяком. А вокруг совсем другая жизнь – есть виртуальное пространство для познания и общения…

- У меня нет времени на интернет, я не пользуюсь электронной почтой. А книги не только читаю, я получаю кайф от их покупки. Я посещаю разные книжные магазины, знаю все новинки. Часто шучу – если раз в неделю не побывал в магазине, то начинается ломка.

Непрерывно я читаю со студенческих лет. С молодости тяготею к критической литературе. Ценю «Российскую газету», где печатаются великолепные рецензии Валерия Кичина, там же мне нравятся статьи Леони́да  Радзихо́вского о политике. 

К книгам интерес бывает волнообразным. Лежат и ждут своего времени читанные частично книги – они сложные для понимания, я постоянно к ним возвращаюсь.

Одновременно могу читать несколько по одной теме, чтобы получить полное представление. Например, сейчас у меня под рукой книги по макроэкономике, финансовому кризису, экономической политике правительства. Из сферы культуры  внимательно изучаю теорию поэтической и художественной речи. Пытаюсь уместить в своем сознании идеи Ю.М. Ломтана, с которым мысленно постоянно спорю.

Для чего Вам надо изучать сложные книги по искусству?

- Хочется сформулировать свое понимание искусства и, в частности, поэтического языка.

Евгений, Вы получаете сокровенную радость от «поглощения» книжных знаний, связанных с историей России, ее культурой. Для меня остается загадкой, зачем же так углубляться в проблемы, к примеру, валютных перипетий или финансового кризиса, Вы же не игрок на этом рынке?

- Мне важно «повысить котировку» во время дискуссий и споров, – при этих словах мой собеседник иронично улыбается. - Вокруг много интересных  людей, и хочется грамотно высказаться…Ну, а по сути, просто стало внутренней потребностью поглощать знания.

       Интеллигентность Евгения проявляется во многом. Являясь эрудированным человеком, он, тем не менее, бережно относится к мнению других, в том числе и тех, кто приходит на мероприятия из любопытства. Порой он приглашает на выставки и творческие встречи малознакомых людей, предлагая им с пользой провести сводное время. Как сам выражается - «веду пропаганду».

        Я попросила его назвать имена людей, встречи с которыми имеют для него самого большое значение. Вот несколько из его длинного списка: И.Шамазов, И.Кобылин, А.Якубович, В.Безденежных, Е.Прощин, Е.Вдовиченко.  

 

Кино как страсть

        Картины Андрея Тарковского появились в российском прокате, когда Евгений учился на радиофаке госуниверситета. Он смотрел их много-много раз, получая эстетическое потрясение. Так кино для него стало хобби, которому он предан до сих пор.

Евгений, как Вы выбираете фильм?

- Мой выбор – это репутация кинотеатра «Орленок» и киноцентра «Рекорд». Многие фильмы, которые демонстрируются там, для меня имеют значимость. Потом, о них много написано и можно посмотреть рецензии различных кинокритиков, чтобы от просмотра состоялось максимально качественное впечатление.

В августе одновременно в Рекорде и Арсенале проходила неделя итальянского кино. Изловчиться и посмотреть все фильмы было невозможно – сеансы проходили почти в одно и то же время. Расскажите, каким оказался Ваш выбор?

- Интересно было посмотреть всю программу, но, понятно, не получилось. Все классические итальянские фильмы я видел по нескольку раз, но, все же, захотелось опять почувствовать те первые впечатления, а теперь уже по-новому оценить работу. Итальянцы прошлого века были крупнейшими новаторами в области кино. Между прочим, есть потрясающая книга Анре Базен «Что такое кино?». Это гениальный критик, он тонко анализирует стилистику фильма и особенности киноязыка каждого режиссера (работы 50-60-х гг.). Рекомендую ее всем.

Рад, что удалось посмотреть ленту «Профессия: репортер» (1975) (оригинальное название-  Professione: Reporter), режиссера Микеланджело Антониони. Это великолепный пример образности в кино. Еще в советское время (где-то в 70-е гг.) приобрел книжку с записью фильма, где одновременно размещены три рецензии. Читаешь, прямо слюнки текут – такой сильный анализ у Сержа Реджиани!

        В словах Евгения чувствуется искренняя преданность кино. Мы говорим с ним про изумительные фильмы, которые обычно демонстрируются лишь несколько дней в киноцентре «Рекорд», а если картина представлена в тематическом цикле – тогда всего один день. И даже в такие дни в зале «штучный» зритель. Конечно, огорчительно, что шедевры мирового кино потеряли зрителя. А если есть возражение – не проблема и дома посмотреть любой фильм, то добавлю: эти фильмы смотрятся только на большом экране.

- А вообще-то, безусловными шедеврами для меня стали картины - «Белая лента» Михаэля Ханеке, «Антихрист» Ларса фон Триер, а также «Искупление» Анна Райта, - продолжает тему мой собеседник. – Фильм «Искупление» снят в формате обратной перспективы и завораживает оригинальностью сочетания различных приемов воплощения трагической истории молодой девушки, где традиционные средства дополняют скрытые пласты, выражаясь языком лингвистики, относящиеся к плану означающего, а не означаемого. Особый интерес у меня вызвал двойной (множественный) рассказ об одних и тех же событиях. Прием сам по себе не нов (см. например, у Андре Кайятта и Акиро Куросавы), но у Райта мы видим сопоставление субъективного ракурса (а не правды) персонажа и полномасштабного рассказа автора о событиях. Этот прием режиссера напоминает мне математическую итерацию в два хода, что украшает фильм.

 

Искусство, возникающее невообразимым образом

Как менялся для Вас наш город после переименования?

- Вдруг появились иностранцы. Сразу забурлила культурная жизнь. Важно, что они вживую транслируют нам свой опыт и знания.

Поделитесь своими впечатлениями от выставок прошлого сезона.

- С удовольствием хожу в Русский музей фотографии. Там бывают хорошие выставки.  Особенно запомнилась фотовыставка «Ночной Париж» (автор Брассай представил фотографии 30-х годов). Поэтичное настроение осталось надолго. Я раньше фотографией не интересовался, сейчас очень хочется достичь профессионального уровня понимания. На выставках прислушиваюсь, что сам автор говорит о своих работах, как оценивают их окружающие. Хочу максимально приблизиться к пониманию визуального искусства. Люблю живопись, с удовольствием беседую с художниками, если представляется такая возможность. Кстати, не так давно общались с Галиной Каковкиной, она очень интересно говорит об искусстве.

Если Вы сами не творец, чем Вас, обычного зрителя, привлекает Арсенал - такая нестандартная для понимания многих площадка?

-  Впервые в Арсенале я оказался в конце 90-х, когда еще только планировалось преобразить исторический склад, и неожиданно попал на голландский видео-арт. Ходил на сеансы целый месяц, впитывая новые формы видения мира.

Специфика Арсенала – пропагандировать так называемое актуальное искусство. Понятие сontemporary art включает в себя весь модернизм и постмодернизм. У меня сложное отношение к течениям, возникшим 30-40 лет назад, именно поэтому хожу. Что-то искусством не считаю. Задаюсь вопросом: почему авторы так думают? почему я так думаю? Очень удивил факт, что премия Кандинского (одна из крупнейших независимых премий в области современного искусства) в очередной раз досталась, по-моему, крайне сомнительному проекту. Член жюри Екатерина Деготь свою позицию пояснила в статье «Почему я голосовала за Войну». Но мне все же хотелось бы с ней подискутировать.

         Евгений вновь демонстрирует свою осведомленность, распространяющуюся столь широко. Я записываю в блокнот фамилии, названия статей, которые он мне рекомендует, со страхом понимая, что на все это у меня не хватит свободного времени (и как же он успевает?!)- но любопытно безумно. Возвращаясь к моему вопросу, Евгений продолжает: - Арсенал – веха в продвижении арт-искусства в нашем городе. Каких-то «крайних вещей» там не демонстрируют. С апреля, когда он открылся для ежедневной работы, кроме выставок регулярно проводятся лекции творческих людей из Москвы и европейских стран, любопытные мастер-классы, бывают кинопоказы; еще задумали какую-то семейную программу.

В Арсенале меня поразили два проекта: немецких художников (АРТ-истов) Р.Шайпнера, К.Шмаки и француза Клода Левека. Еще во время ремонта здания Клод Левек в одном из залов, где пол был со щелями, а стены не отштукатурены, повесил продолговатую лампу. Инсталляцией «Белая линия» явились свет, падающий от этой лампы и мелодия С.Адамо в исполнении матери художника. Это все-таки меня задело – возникло трудно выразимое чувство – некая смесь печали и ностальгии. Действительно, типичное современное искусство. Если бы в этот зал зашли люди, не знающие, что это выставка, они бы ничего не увидели. Нонсенс - но я получил впечатление. Это и есть образец сontemporary art. Мой индивидуальный опыт говорит, что даже в таком сочетании бытовых вещей все-таки может быть искусство, возникающее невообразимым образом.

Между прочим, несколько месяцев как в Арсенале работает книжная лавка, для меня это тоже приятное открытие.

 

        У Евгения есть дар заинтересованно жить. Может быть, интуитивно он оберегает себя от Цифровой Глобальной Сети, не теряя связь с печатным текстом, дарующим читателю бесценный контакт с автором работы. Не ощущая виртуальных цепей, он располагает свободным временем для просмотра кинофильмов на большом экране в чарующей тишине зала….

        Общаясь с Евгением Шероновым, я поняла, что он наверняка представляет собой самобытный образ нижегородца, работающего на производстве и живущего интеллектуально-культурными событиями города.

В связи с этим, вспоминается М. Цветаева, говорившая, что «от счастливого человека - идет счастье».

Лана Мишакова
Комментарии
Оставить свой комментарий
Поиск по сайту
Календарь событий
май 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс